День мертвых в Оахаке - популярная церемония, призывающая духов предков пригласить их «жить вместе» в земном мире, поэтому мы стараемся развлечь их самым внимательным образом.
Птицы, цветы и рельефы, такие как те, что в пирамидах археологической зоны Митла (место мертвых на науатле) доиспанских культур сапотеков-микстеков, украшают хлеб мертвых, выпекаемый в пекарнях Митлы, примерно 60 километров от Оахаки.
Присутствие мертвых среди нас подчиняется разрешению, полученному в загробной жизни, чтобы их души могли навещать своих родственников. Мертвые возвращаются домой, потому что их привлекают их старые вещи или любовь родственников.
«Хлебы представляют собой уже умершего существа, например, в семье есть люди, которые умерли, два или три человека, потому что это буханки, которые они кладут на свой жертвенник, чтобы принять их, поэтому люди покупают свой хлеб, чтобы принести в жертву умершим верным», - говорит он.
Можно заверить, что ни одно население Мексики не останется равнодушным к такой укоренившейся традиции, которая каким-то образом укрепляет семейные узы, пробуждая память о близких.
Почему в Мексике празднуют смерть с таким фольклором? Это конец одного цикла и начало другого в рамках мировоззрения предков. Те, кто уезжает, хотят, чтобы их вспоминали с радостью, как традиционный сын с перешейка Теуантепек говорит: «Ла Мартиниана»: «Девушка, когда я умру / не плачь о митумбе / спой мне хорошего сына, о мама / пой мне сандунга.
В Санта-Мария-Ацомпа, Вальес-Сентралес-де-Оахака, сестры Руис Лопес устраивают парад цветов, которые вскоре освещают семейный алтарь. Желтые цветы календулы и лиственные петушиные гребни огненно-красного цвета, «потому что они освещают умерших, освещая им путь», - объясняет TravelPulse México учитель Руфина Эрнандес, знаток ритуалов Оахаки.
После евангелизации Оахаки, осуществленной доминиканцами Фраем Гонсало Лусеро и Фраем Бернардино де Минайя, во главе бесчисленных цивилизованных миссионеров, были введены даты чествования умерших верующих, взяв в результате культ мертвых, который коренные народы уже имели церковные молитвы за своих предков.
В настоящее время чествование умерших начинается в середине октября с покупки продуктов, которые кладутся в жертву на алтарь. С самого начала рынки устраивают и одевают в характерные запахи и цвета, затем начинается сбор родственников.
Среди характерных сезонных продуктов: черный крот, оахаканские сладости, среди которых консервированная тыква, манзанитас де техокоте и никуатоле в сопровождении шоколада и пан де муерто. Все это и плоды сезона - элементы, которые используются для украшения Алтарей мертвых и для окружения подношений в честь тех, кто уже покинул этот мир.
Традиционно переполнены чипсами, сыром, сушеными креветками и конкурируют по цвету с хлебом маркизот и нугой, украшенными резными мотивами и именами почитаемых умерших. Там разговор между живыми и мертвыми окрашен в яркие цвета и сложность ароматов и вкусов, но всегда сохраняет фактор поклонения и преданности, поскольку «это момент размышлений для тех из нас, кто остается в живых», - заключает тот, кто родился в Сан-Франциско Иксуатан.