Гаруда на грани краха?
В статье, недавно опубликованной asia.nikkei, подчеркивается тяжелое финансовое положение национального авиаперевозчика Индонезии - Garuda Indonesia. В отчете под названием «Государственная авиакомпания Индонезии Garuda висит на финансовой нити» описывается, как авиакомпания переживает финансовый кризис, вызванный «хаотичным управлением и слабой прибылью» в сочетании с последствиями кризиса COVID-19.
Asia.nikkei цитирует аналитиков, которые говорят, что Garuda Indonesia может потребоваться вливание капитала в размере от 1,3 до 3 миллиардов долларов США для продолжения работы. Опасения относительно продолжения жизнеспособности авиакомпании обнажились в июне 2021 года из-за дефолта компании Garuda по исламским облигациям сукук на сумму 500 млн долларов США, неспособности директоров авиакомпании пересмотреть условия выплаты огромного долга и признаков того, что правительство Индонезии неохотно соглашается с этим спасением.
По словам одного из аналитиков авиационной отрасли, кредиторы и лизинговые компании все больше обеспокоены ситуацией с Garuda Indonesia. В то время как многие авиакомпании в Азии в настоящее время находятся в неустойчивом финансовом положении, положение Garuda рассматривается как особенно тяжелое, усугубляемое, по словам одного аналитика, «такой большой неопределенностью и отсутствием общения, раскрытия информации и оперативности на столь долгое время».
В финансовой информации, раскрытой индонезийским перевозчиком в марте 2021 года, перечислялись текущие обязательства на сумму 4,6 млрд долларов США и значительные обязательства по финансовым кредитам, подлежащие погашению в краткосрочной перспективе, при наличии только 485 млн долларов США в виде ликвидных активов. Описывая дефолт по облигациям Сукук на 500 млн долларов США как «только верхушку айсберга», Nikkei сообщает, что краткосрочные выплаты в размере 1,7 млрд долларов США причитаются лизинговым компаниям.
По оценке Зивы Нарендры из авиационного консалтингового агентства Aviatory Indonesia, для продолжения даже сокращенного уровня операций в ближайшие 12 месяцев Гаруде потребуется от 210 до 350 миллионов долларов США. Эта сумма, если предположить, что ее удастся найти, позволит только продолжить убыточную деятельность авиакомпании. Предполагается, что потребуется более значительная сумма от 850 до 1,4 млрд долларов США, чтобы фактически вернуть авиакомпании на прочную финансовую основу.
Элвин Ли, другой независимый авиационный эксперт, рисует еще более мрачную финансовую картину, оценивая 2,8 миллиарда долларов США, необходимых для того, чтобы вернуть Garuda Indonesia в нужное русло.
Ли и другие считают, что Гаруде может быть трудно выжить и избежать банкротства без своевременного вливания свежих денег.
Может ли государство позволить спасти Гаруду?
В Индонезии и за рубежом эксперты в области авиации утверждают, что правительство Индонезии, которому принадлежит 60% акций компании, будет обязано спасти национального авиаперевозчика. В то же время Индонезия тратит огромные средства, чтобы справиться с экономическими проблемами, вызванными пандемией COVID-19. Государственный долг Индонезии в апреле составил 41,18% от валового внутреннего продукта (ВВП), и, по прогнозам Всемирного банка, к 2024 году этот процент превысит 43,5% ВВП.
Председатель Государственного аудиторского совета Индонезии (KPK) недавно заявил, что только процентные выплаты по национальному долгу Индонезии теперь составляют 19,06% государственных доходов, что намного превышает рекомендуемый Международным валютным фондом контрольный уровень от 7% до 10% государственных доходов.
Огромная сумма денег, необходимая для финансового спасения Garuda Indonesia, может помешать правительству оказать помощь в нынешнем экономическом климате. Финансовые возможности индонезийского государства по спасению Гаруды еще больше усложняются вопросом о том, есть ли у директивных органов желание предоставить такую сумму наличных денег, которая требуется убыточному государственному предприятию.
Подчеркивая финансовый хаос в Гаруде, пакет спасательных работ 2020 года на общую сумму 8,5 трлн рупий. 1 триллион материализуется из-за неспособности авиакомпании «выполнить определенные требования к производительности». Более того, эта сумма была незамедлительно выплачена на оплату неоплаченных счетов за топливо, которые в первую очередь причитались другому государственному предприятию.
В конце 2020 года компания Garuda временно облегчила бремя своей задолженности за счет реструктуризации графиков платежей по суммам, причитающимся Государственной нефтяной компании Pertamina и властям государственных аэропортов - Angkasa Pura I и II.
Гаруде удалось избежать неминуемого банкротства, успешно перезаключив лизинговые соглашения с ирландской лизинговой компанией, которая вынудила индонезийский авиаперевозчик согласиться на досрочное возвращение девяти самолетов. Как сообщает Nikkei, банкротство остается постоянной угрозой, поскольку в судах Великобритании и Нидерландов находятся судебные иски от SMBC Aviation Capital и Helice Leasing, соответственно.
Индонезийский грузовой перевозчик My Indo Airlines подает в суд на 6,6 миллиарда рупий неоплаченных долгов, за которыми следуют долги в размере Rp. 124,6 миллиарда восьми другим кредиторам.
Проблемы авиакомпании не ограничиваются неплатежами кредиторов. В сообщениях индонезийской прессы говорится, что сотрудники и пилоты авиакомпании обеспокоены финансовым будущим компании и просят правительство вмешаться и принять решение.